Автоматическая локомотивная сигнализация АЛСН
Вернуться к понятию рельсовых цепей
Вернуться к содержанию по Приборам безопасности
Устройства АЛСН делятся на путевые и локомотивные.
В состав локомотивных устройств АЛСН входят:
усилитель, дешифратор, фильтр, приемные катушки, локомотивный светофор.
В частности:
- -усилитель УК-25/50 усиливает мощность принятых импульсов, поступающих от приемных катушек, преобразует переменный ток в постоянный и посылает его в дешифратор. Усиливает напряжение с 0,2 В до 50 В.
- дешифратор ДКСВ-1 расшифровывает импульсный код, включает на локомотивном светофоре сигнальный огонь и управляет работой автостопа. Имеет 3 схемных блока: узел реле счетчиков, узел сигнальных реле, узел АЛСН, который увязывает дешифратор с ЭПК, скоростемером и РБ.
- скоростемер обеспечивает действие автостопа в случаях превышения скоростей, а также регистрирует на скоростемерной ленте показания локомотивного светофора.
- приемные катушки А-91, соединенные последовательно, принимают кодовые импульсы от рельсовой цепи и передают их на усилитель.
- электропневматический клапан (ЭПК) – выполняет экстренное торможение по команде АЛСН.
- рукоятка бдительности (РБ-70) – служит для подтверждения машинистом своей бдительности и предупреждения принудительного торможения автостопом.
- локомотивный светофор имеет следующие значения: «З», «Ж», «КЖ», «К», «Б».
АЛСН дополняется устройствами, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения, самопроизвольного ухода, периодическую проверку бдительности машиниста и управление электропневматическим клапаном (ЭПК) для включения экстренного торможения поезда.
Для обеспечения контроля бдительности машиниста используются:
- устройство контроля бдительности машиниста – УКБМ;
- блок световой сигнализации при движении к запрещающему сигналу – Л143;
- блок контроля самопроизвольного трогания поезда – Л168;
- блок световой сигнализации АЛСН – Л77 и блок световой сигнализации на базе Л77 – Л159;
- устройство “Дозор” – Л132;
- устройство контроля бдительности в системе АЛСН – Л116 (Л116У). При этом устройство Л116 (Л116У) предназначено в основном для использования на маневровых локомотивах.
Для обеспечения контроля скорости и регистрации параметров движения используются локомотивный скоростемер 3СЛ-2М или комплекс средств сбора и регистрации данных – КПД всех индексов. АЛСН может также дополняться системой автоматического управления торможением (САУТ) всех модификаций и телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Порядок пользования АЛСН с системами САУТ и ТСКБМ определяется соответствующими инструкциями.
При периодических проверках бдительности машинисту подтверждать свою бдительность нажатием рукоятки бдительности или педали бдительности на 1-2 сек по световым сигналам. Интервал между периодическими проверками бдительности машиниста при «КЖ», «К» и одновременно горящих «Б» и «КЖ» огнях локомотивного светофора – 20 – 30 сек, при «Ж», «Б» огне – 70 – 90 сек, при «З» огне – 90 – 120 сек.
В случае неисправности и выключения устройств АЛСН, неисправности скоростемера (комплекса КПД), машинист действует следующим образом:
- незамедлительно сообщает об этом ДНЦ по радиосвязи, а при невозможности использовать радиосвязь – через ДСП по прибытию на ближайшую станцию;
- при управлении локомотивом пассажирского или грузового поезда доводит поезд до пункта смены локомотивных бригад, где устройства локомотивной сигнализации должны быть отремонтированы без отцепки локомотива или произведена замена локомотива;
- следование локомотива с неисправными устройствами АЛСН до указанных пунктов должно осуществляться по приказу поездного диспетчера (ДНЦ).