Клапан автостопа ЭПК-150
Электропневматический клапан автостопа является исполнительным устройством приборов безопасности АЛСН, КЛУБ-У, КПД-3 и САУТ. Применяется с 1948 года.
ЭПК предназначен для:
1. Автоматической подачи звукового сигнала проверки бдительности (свистка) с целью контроля реакции машиниста при подъезде к запрещающему сигналу или при смене огней АЛСН.
2. Экстренного торможения, если машинист не подтвердил бдительность или превысил скорость.
ЭПК-150 прошел несколько модификаций: ЭПК-150Е, Е1, И, И1,153.
Электропневматический клапан состоит из нескольких составных частей:
- Кронштейна, в котором находятся, камера выдержки времени 1 литр и отводы ТМ и ПМ.
- Нижнего корпуса, в котором имеется срывной поршень с резиновой манжетой и пружиной, плунжер и свисток.
- Среднего корпуса с диафрагмой, клапаном, рычагом, пружиной и винтом.
- Корпус электромагнита с катушкой, якорем, штоком с металлической мембраной и сердечник.
- Корпус замка с эксцентриковым валиком и механизмом (замком) для приведения его в действие. С валиком соединяется 2 пары блок – контактов.
- Концевой переключатель с контактами и проводами.
- Камера выдержки времени (КВВ) объемом 1 литр.
Зарядка ЭПК-150
Для зарядки ЭПК необходимо в корпус замка вставить ключ, повернуть вправо. При этом эксцентриковый валик переместит шток с плунжером и прижмет клапан свистка седлу. Воздух из ПМ через отверстия диаметром 0,8 мм и 1мм поступит в КВВ и под диафрагму. Диафрагма займет верхнее положение, рычаг переместит стержень концевого переключателя и замкнет контакты.
Сжатый воздух из ТМ через отверстие 0,8 мм в срывном поршне поступит под возбудительный клапан и прижмет его к седлу. Срывной поршень прижат к седлу пружиной.
Затем ключ повернуть в левое положение до упора и нажать на РБ. При этом на катушку электромагнита будет подано напряжение 50 В, якорь притянется к сердечнику и шток прижмет плунжер к седлу клапана свистка. ЭПК заряжен.
Действие ЭПК при экстренном торможении.
При смене огней локомотивного светофора на более запрещающий катушка электромагнита обесточивается и давлением воздуха на плунжер якорь со штоком поднимаются вверх. Сжатый воздух из КВВ через клапан свистка поступает в атмосферу. Одновременно в свисток поступает воздух из ПМ для поддержания давления не ниже 0,2 МПа. Если до истечения 7-8 сек звучания свистка будет нажато РБ, катушка электромагнита снова получит питание.
Если в течение этого времени РБ не будет нажато, давление воздуха под диафрагмой снизится, она прогнется вниз на 6-8 мм, а рычаг откроет возбудительный клапан, сообщив в камеру над срывным поршнем с атмосферой. Давлением воздуха из ТМ срывной поршень будет отжат от седла и произойдет экстренная разрядка ТМ в атмосферу. При давлении в ТМ около 0,15 МПа срывной клапан под действием пружины сядет на седло.
Регулировка открытия возбудительного клапана и подъем срывного поршня при давлении до 0,2 МПа производится регулировочным винтом.