2.3 Описание цепей тягового электропривода в режиме электрического торможения
2.3.1 На электровозе применяется электрическое торможение в диапазоне скоростей движения от 3 до 120 км/ч. Различаются следующие виды электрического торможения:
– рекуперативное торможение с отдачей электроэнергии в контактную сеть;
– реостатное торможение (электродинамическое торможение – ЭДТ) с выделением энергии в пуско-тормозных резисторах R3 и R4.
2.3.2 Рекуперативное торможение возможно только в тех случаях, когда суммарная ЭДС тяговых двигателей превышает уровень напряжения контактной сети, чтобы была возможность обратному потоку электроэнергии.
МПСУ и Д управляет силой торможения путем изменения величины тока возбуждения ТЭД по специальному алгоритму. Рекуперативное торможение обеспечивается в чистом виде при напряжении контактной сети до 3,4 кВ. При напряжениях контактной сети от 3,4 кВ до 3,8 кВ система МПСУ и Д дополнительно подключает пуско-тормозные резисторы R3 и R4 (реостатное торможение) для предотвращения перенапряжений в силовых цепях тяговых двигателей и обеспечения заданной силы торможения.
2.3.4 Питание обмоток возбуждения ТЭД осуществляется от статических преобразователей СТПР-1000 (ПСН), это обеспечивает быстрый переход электровоза из тягового режима в режим электрического торможения.
Микропроцессорная система управления МПСУ и Д, получая задание машиниста о силе торможения, полностью управляет режимами электрического торможения в зависимости от скорости электровоза, текущих значений напряжения контактной сети и силы тока якорей тяговых электродвигателей. Система МПСУ и Д автоматически, по алгоритму в зависимости от скорости электровоза, включает линейные контакторы и собирает схему силовых цепей:
– соединение «С» – ТЭД всех секций включены последовательно;
– соединение «СП» – в каждой секции создается цепь из четырех последовательно включенных ТЭД;
– соединение «П» – в каждой секции создается две параллельные цепи из двух последовательно включенных ТЭД.
Для соединения «П» на рисунке 2.4 показаны цепи протекания тока одной секции при рекуперативном и реостатном электрическом торможении.
Цепи протекания тока на соединениях тяговых двигателей «С» и «СП» аналогичны с учетом последовательного соединения ТЭД.
Цепь рекуперативного торможения формируется через диоды VD3…VD8, по которым обратный ток тяговых двигателей проходит в контактную сеть.
Цепь реостатного торможения обеспечивают контакторы К25 и К26, которые подключают пуско-тормозные резисторы R3 и R4 в качестве нагрузки силовых цепей тяговых двигателей.