Основы теории рельсовых цепей
Классификация рельсовых цепей и определение РЦ.
Вернуться к содержанию по теме Приборы безопасности.
При свободности РЦ путевое реле включено, а его контакты используют в цепях ЭЦ и АЛС. При вступлении поезда на РЦ увеличивается ток на источнике, что вызывает увеличение падения напряжения на путевом реле, и оно отключается. Снижение тока и напряжения на реле называется шунтовым эффектом, а колесная пара – поездным шунтом. Сопротивление изоляции поездного шунта должно быть не более 0,06 Ом, что позволяет фиксировать как занятость, так и целостность РЦ. При изломе рельс цепь на реле также размыкается. Основные функции автоблокировки: определение занятости блок-участков контролем протекания тока в РЦ; включением огней светофоров в зависимости от занятости.
При въезде локомотива на блок-участок первой колесной парой замыкается РЦ, через колесную пару протекает кодовый ток, который индуктирует вокруг рельсов магнитный поток, пронизывающий приемные катушки локомотива. Эти импульсы усиливаются, дешифруются и зажигают определенный огонь локомотивного светофора. При въезде локомотива на не кодированный участок в дешифраторе обесточивается реле присутствия кодов, которое своими контактами зажигает «Б» огонь после «З» и «Ж», а после «КЖ» – «К», при этом система начинает работать в режиме периодической проверки бдительности.
К путевым устройствам относятся:
– шкаф с электрической аппаратурой, среди которой есть кодовый путевой трансмиттер (КПТШ-5,7). Он состоит из асинхронного двигателя, который через червячный редуктор вращает валик с тремя текстолитовыми шайбами. Полный оборот валика 1,6 (1,9) сек.
Трансмиттерное реле имеет сильноточный контакт на 25 А (220 В). Этот контакт коммутирует первичную обмотку трансформатора, вторичная обмотка (12 В) которого подключена к рельсовому пути.
Вторичная обмотка путевого трансформатора подает в РЦ U=12 В. Стыки каждого блок-участка вначале и в конце отделяются изоляцией, а внутри дополняются шунтами.
Автоблокировка подразделяется на числовую кодовую с импульсными РЦ и тональную, при которой занятость блок-участка определяется амплитудно-модулированной частотой, при этом один генератор питает 2 смежных блок-участка, по 1 пути – 420/8, 480/12 Гц, по 2 пути – 420/12, 480/8 Гц, что защищает РЦ от взаимного влияния.