Порядок пользования УКБМ
УКБМ предназначено для проверки бдительности машиниста. Блок имеет корпус, на передней панели которого два тумблера:
1-й тумблер – включено и выключено.
2-й тумблер – «Н» и «ТЕСТ».
С помощью этих тумблеров УКБМ включается в работу и проверяется работоспособность. При монтаже на локомотив устанавливается:
- педаль бдительности, которая дублирует РБ.
- две лампы ПСС на пульте управления.
- переключатель яркости горения ламп ПСС.
- лампа пропуска ПСС на пульте управления машиниста.
- кнопка Сброс/Устан. КЖ.
При периодических проверках бдительности машинист подтверждает свою бдительность нажатием РБ по световым сигналам. Интервал между проверками при «КЖ», «К» и одновременно горящих «Б» и «КЖ» огнях локомотивного светофора 20 – 30 сек., при «Ж» и «Б» огне 70 – 90 сек. (после одновременного нажатия РБ и ВК), при «З» огне 90 – 120 сек.
При пропуске светового сигнала нажимать РБ на звуковой сигнал ЭПК, при желтом, белом, красном и зеленом огнях локомотивного светофора. При вторичном пропуске светового сигнала на этих огнях или однократном пропуске светового сигнала при «КЖ» и одновременно горящих «Б» и «КЖ» необходимо встать и нажать РБС для предотвращения срыва ЭПК не позднее 6 сек. Информация о пропуске подается с загоранием лампы «пропуск».
При остановке у запрещающего сигнала реверсивную рукоятку перевести в нейтральное положение или выключить тумблер «движение».
Одновременно горящие огни локомотивного светофора «Б» и «КЖ» включаются автоматически после «Ж» огня и отсутствия кодирования (например, при приеме поезда на боковой путь). Данные огни предупреждают, что путевой светофор, к которому приближается поезд, может быть закрыт.
Кнопкой «сброс/устан. КЖ» при «Б» огне локомотивного светофора требуется дополнительно включить сигнал «КЖ»:
- -при ожидании отправления с некодированных путей станции.
- -при проследовании напольного светофора, предупреждающего о закрытом положении следующего светофора.
При одновременно горящих на локомотивном светофоре «Б» и «КЖ» огнях кнопкой «сброс/уст. КЖ» погасить «КЖ»:
- в момент перед отправлением с некодированного пути после получения разрешения на отправление до перевода реверсивной рукоятки.
- при переходе на маневровую работу.
- при следовании по некодированному пути без остановки, убедившись в открытии выходного светофора.
- при проследовании на некодированном пути светофора, предупреждающего, что следующий светофор открыт.
При необходимости начать движение при «КЖ» реверсивную рукоятку перевести вперед (включить «движение»), начавшийся свисток ЭПК прекратить нажатием кнопки «сброс/уст. КЖ».
Машинисту разрешается:
- -отменять проверку бдительности на стоянке при смене огней путем перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение.
- при маневровых передвижениях выключать УКБМ в положение «выключено» и «тест».
В связи с отсутствием в устройствах УКБМ переключателя «с АЛС», «без АЛС» переключение режима проверки бдительности выполняется:
- при подъезде к предупредительному сигналу, независимо от его показания, кратковременно нажать кнопку «сброс/уст.КЖ» и при одновременно горящих «Б» и «КЖ» огнях локомотивного светофора следовать с проверкой бдительности 20 – 30 сек до выходного светофора;
- после проследования выходного светофора кратковременно нажать кнопку сброс/уст. КЖ.
В случае нарушения нормальной работы УКБМ (непрекращающийся свисток ЭПК, отсутствие периодической проверки бдительности) машинист должен:
- выключить устройства АЛСН ключом ЭПК;
- установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в нейтральное положение;
- вновь включить устройства АЛСН ключом ЭПК;
- нажать РБ (ПБ);
- установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в рабочее положение;
- при этом:
- если свисток ЭПК прекратился, продолжить движение,
- если свисток ЭПК не прекратился или периодическая проверка бдительности машиниста не возобновилась, выключить УКБМ. Для этого выключить устройства АЛСН ключом ЭПК, установить тумблер УКБМ: А1 – в положение “Выкл”, А2 – в положение “Тест”, вновь включить АЛСН ключом ЭПК, нажать РБ (ПБ). При исправных устройствах АЛСН свисток должен прекратиться.
Далее разрешается продолжить движение до основного или оборотного депо с выключенным УКБМ, подтверждая бдительность при периодической проверке через 20 – 30 сек по свисткам ЭПК при всех сигнальных показаниях локомотивного светофора.
В случае включения устройств АЛСН и УКБМ по варианту работы с измененным алгоритмом периодической проверки бдительности машиниста при «З» огне локомотивного светофора при выключении УКБМ тумблерами А1 и А2 порядок включения периодической проверки бдительности не изменяется. Непрекращающийся свисток ЭПК на стоянке после перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение указывает на то, что стрелка регистрирующего скоростемера не опустилась ниже отметки минимально контролируемой скорости (для механических скоростемеров 10 км/час). При этом необходимо выключить устройства АЛСН ключом ЭПК.
В журнале технического состояния локомотива машинист делает запись об имевшем место случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН и УКБМ.
После выключения УКБМ необходимо следовать до станции основного или оборотного депо, где неисправность должна быть устранена.