Трогание тепловоза с места, управление и контроль параметров силовой установки при маневровой работе и в пути следования. - sdo-rzd.ru

Трогание тепловоза с места, управление и контроль параметров силовой установки при маневровой работе и в пути следования.

Перед выходом тепловоза из депо под поезд выполните следующие работы:

а) проверьте действие песочниц;

б) проверьте действие автоматического и ручного тормозов в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, действие звуковых сигналов, стеклоочистителей, убедитесь в правильном положении кранов тормозной, песочной систем и системы автоматики;

в) проверьте действие радиосвязи, систем КЛУБ-У и ТСКБМ;

г) удостоверьтесь в нормальном положении выключателя тяговых электродвигателей (электродвигатели включены при положении выключателя «1+П»).

До начала работы дизеля под нагрузкой обязательно удостоверьтесь, что температура воды и масла не ниже 313К (40°С).

Если температура воды и масла ниже указанной – прогрейте дизель.

Для трогания тепловоза с места (дизель работает) включите тумблер «Управление машинами», поставьте реверсивную рукоятку в положение, соответствующее направлению движения, и переведите штурвал контроллера в рабочее положение.

Подъезжая к составу на расстояние от 30 до 50 м, приведите в действие песочницы.

Трогание поезда с места произведите плавно, не допуская боксования колес. Если тепловоз с составом не трогается при первых положениях штурвала контроллера, быстро возвратите его в нулевое положение, дайте обратный ход (сожмите поезд) и снова повторите трогание поезда. Время, в течение которого штурвал может находиться в том или ином положении, когда тепловоз не трогается, не должно превышать 10 с.

Для предотвращения боксования колес, подачу песка производите до начала боксования. Если боксование колес все же началось, переведите штурвал контроллера на более низкие позиции, а затем уже подайте песок и постепенно переведите штурвал контроллера на более высокие позиции.

При трогании с места и в пути следования при переводе штурвала контроллера с низших положений на высшие (от 1 до 8), проработайте на каждом положении в интервале не менее от 2 до 3 с.

Резкий перевод штурвала контроллера отрицательно сказывается на работе дизеля и другого оборудования тепловоза.

При маневровой работе или в пути следования локомотивная бригада обязана контролировать:

а) нагрузку и напряжение тягового генератора по виртуальному амперметру и вольтметру на дисплее машиниста;

б) давление масла в масляной системе, которое должно быть не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2) при частоте вращения 5 с-1 (300 об/мин) и температуре масла 353К (80°С);

Примечание – При показании электроманометром давления масла дизеля ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2) на нулевой позиции контроллера, но несрабатывании защиты по понижению давления масла (РДМ) необходимо проверить давление масла непосредственно на дизеле контрольным манометром на таком же режиме, при этом давление масла не должно быть менее указанной величины.

в) давление топлива в топливном трубопроводе, которое должно быть от 0,18 до 0,25 МПа (от 1,8 до 2,5 кгс/см2) при частоте вращения 5,8 с-1 (350об/мин) давление топлива должно быть не ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см2);

г) температуру масла на выходе из дизеля, которая должна быть не выше 343К (84°С).

д) температуру воды в водяной системе охлаждения на выходе из дизеля, которая должна быть не выше 363К (90°С). Нормальная температура воды должна быть в пределах от 343 до 358К (от 70 до 85°С).

е) температуру воды, охлаждающей наддувочный воздух, которая должна быть не выше 338К (65°С), при температуре окружающего воздуха не более 313К (40°С);

ж) давление воздуха в системе автоматики, которое должно быть в пределах от 0,6 до 0,65МПа (от 6,0…6,5 кгс/см2) и давление воздуха в тормозной магистрали;

и) зарядку аккумуляторной батареи;

к) дымность отработанных газов, которые должны быть серого цвета или бесцветные (при работе под нагрузкой);

л) ритмичность работы дизеля на слух, отсутствие ненормальных стуков и шумов;

м) работу воздухоочистителя (убедитесь, что он работает).

Во время работы дизеля и других агрегатов осмотрите и проверьте:

а) уровень воды в расширительном баке, который должен быть выше метки нижнего уровня на расширительном баке;

б) отсутствие течи масла, воды и топлива во всех соединениях трубопроводов;

в) нагрев секций топливного насоса (на ощупь);

г) каплепадение топлива из сливной трубки форсунки, которое допускается не более 60 капель в минуту;

д) надежность крепления к блоку топливных трубок высокого давления;

е) нагрев подшипников электрических машин установленных под капотом, и вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей (проверку производить при остановленном дизеле);

ж) уровень масла в картере дизеля.

Кроме того периодически проверяйте работу (внешним осмотром) всей электроаппаратуры, находящейся в аппаратной камере, производите осмотр экипажной части.

В случае появления неисправностей в работе дизеля немедленно примите меры для его остановки, чтобы предупредить возможность аварии дизеля.

Запрещается переводить реверсивную рукоятку на обратный ход до полной остановки тепловоза (особенно при маневровой работе, так как это может вызвать круговой огонь по коллекторам тяговых электродвигателей или тягового генератора).

Внимание! Максимально допустимый кратковременный ток генератора не должен превышать 1900А в течение 1 мин. Допустимая продолжительность работы генератора при токах выше номинального 1210А после продолжительного режима работы для тока 1300А – 15мин., 1400А – 10 мин. При превышении указанных токов и времени работы необходимо снизить нагрузку генератора до номинальной.

При снегопаде, низкой температуре наружного воздуха, сильном дожде и пыльных бурях перейдите на забор воздуха для дизеля из-под капота тепловоза. Для этого откройте лючки на коробе воздушного фильтра дизеля, глушитель шума на всасывании дизеля установите в положение «Закрыто».

Кроме того, перейдите на забор воздуха из машинного помещения для охлаждения тяговых двигателей.

На летний период при температуре выше 288К (+15°С) щитки, закрывающие просечки на дверях кузова, снимите и установите на коробе дверей, а щитки от дверей аккумуляторной камеры (фанерные) сдайте на склад в депо.

В жаркое время при температуре наружного воздуха выше 298К (25°С) две двери капота около компрессора могут находиться в открытом положении. Для фиксации открытого положения дверей на капоте предусмотрены специальные стопоры.

При остановке тепловоза на промежуточной станции произведите осмотр экипажной части.

Предостережение! Топливомерное устройство на топливном баке расчитано на температуру нагрева его не выше 333К (60°С).

Остановка дизеля

Перед остановкой дизеля перейдите с автоматического регулирования температуры воды и масла дизеля на дистанционное. Проработайте несколько минут на нулевом положение рукоятки контроллера пока температура воды и масла снизится до интервала от 323 до 333К (от +50 до +60°С). В зимний период при температуре наружного воздуха 248К (минус 25°С) разрешается останавливать дизель при температуре воды и масла 343К (+70°С).

Остановку дизеля произведите нажатием кнопки «Стоп дизеля 1».

Спустя время от 10 до 15 мин. после остановки дизеля произведите проверку уровня масла в картере дизеля, компрессора и редуктора вентилятора.

В случае крайней необходимости дизель остановите рукояткой аварийной остановки дизеля.

Указания по управлению электрическим тормозом

Электрическим тормозом разрешается пользоваться при скорости не более 40 км/ч.

Управление электрическим тормозом при производстве маневровых работ осуществляется переводом контроллера машиниста в тормозное положение.

Усилие торможения регулируется набором позиций.

При нарушении сцепления колес с рельсами в процессе электрического торможения (явление юза) следует немедленно уменьшить величину тормозного усилия переводом контроллера на более низкую позицию и применить песок для восстановления сцепления.

Порядок осмотра тепловоза

При проведении технического осмотра тепловоза в период пробега между техническими обслуживаниями ТО-3 рекомендуется следующий порядок:

а) начало осмотра:

1 – тяговые электродвигатели передней тележки;

– низ передней тележки;

– тяговые электродвигатели задней тележки;

4 – низ задней тележки.

б) левая сторона:

– задняя тележка;

6 – топливный бак;

7 – передняя тележка;

– автосцепка;

9 – катушки КЛУБ-У на путеочистителе;

в) правая сторона:

10 – передняя тележка;

11 – топливный бак;

12 – задняя тележка;

13 – автосцепка;

14 – катушки КЛУБ-У на путеочистителе;

г) капот тепловоза:

15 – аккумуляторная батарея;

16 – пульт управления;

17 – пульт левый;

18 – аппаратная камера;

19 – блоки радиостанции;

20 – блоки КЛУБ-У;

21 – блоки ТСКБМ;

22 – калорифер;

23 –блок АТС8;

24 – возбудитель синхронный;

25 – компрессор;

26 – генератор;

27 – турбокомпрессор и искрогаситель;

28 – дизель (левая сторона);

29 – топливоподкачивающие и маслопрокачивающие насосы;

30 – топливные фильтры грубой очистки;

31 – топливоподогреватель;

32  – привод открытия верхних жалюзи;

33 – водяной и масляный баки;

34 – вентилятор охлаждения передней тележки;

35 – вентилятор холодильника и его привод;

36 – секции холодильника;

37 – дизель (с правой стороны);

38 – генератор (с правой стороны); воздухоочиститель и экранный глушитель шума;

39 – вентилятор охлаждения задней тележки.

Порядок слива воды из системы

Для слива воды из системы:

а) снимите крышку заливной горловины бака для воды для лучшего со­ общения системы с атмосферой;

б) снимите заглушки соединительных головок;

в) закройте краны и вентили в соответствии с таблицей положения кранов и вентилей – как указано ниже. При сливе отверните пробки для выпуска воздуха на крышках водомасляного охладителя.

г) после слива основной массы воды слейте в посуду остатки воды из системы. Вентили и краны, сообщающие систему с атмосферой, закройте, крышку поставьте на место.

Порядок слива масла из системы

Для слива масла снимите заглушку на конце трубы в соответствии с рисунком 10, откройте вентили и краны в соответствии с таблицей положе­ния вентилей и кранов (таблица ниже), выверните пробку на корпусе водомасляного охладителя.

После полного слива масла закройте спускные вентили и краны, поставьте на место пробку и заглушку.

Внимание! Все сливы производите в емкости. Слив на землю или на пол не допускается.

Работы, выполняемые при выезде из депо и при смене бригад

Перед пуском дизеля произведите следующие операции:

а) проверьте уровень масла в картере дизеля, который должен быть между двумя метками маслоизмерителя;

б) проверьте уровень масла в регуляторе частоты вращения, который должен быть посередине маслоуказателя или с отклонением от середины не более 5 мм в ту или другую сторону;

в) проверьте уровень воды по водомерному стеклу в расширительном баке, который должен быть не ниже нижнего уровня на расширительном баке;

г) проверьте наличие топлива в топливном баке. При этом, запорные краны на топливомерных устройствах должны быть открыты (закрываются краны при неисправности топливомерных устройств);

д) проверьте, чтобы были закрыты все спускные вентили, краны и пробки систем смазки, охлаждения и подачи топлива;

е) проверьте надежность закрытия всех люков и крышек дизеля;

ж) проверьте, чтобы все вентили и краны систем смазки, охлаждения и подачи топлива находились в рабочем положении;

и) проверьте, чтобы подача топлива не была выключена рукояткой аварийной остановки дизеля;

к) проверьте, чтобы фрикционная муфта редуктора вентилятора холодильника была выключена, штурвал контроллера машиниста находился в ну­левом положении, а рукоятка реверсора — в нейтральном положении;

л) произведите наружный осмотр электрических машин, расположенных под капотом, и электрооборудования в аппаратной камере и пультах управления;

м) проверьте уровень масла в компрессоре и в редукторе вентилятора холодильника, который должен находиться между двумя рисками на маслоуказателях;

н) спустите отстой из топливного бака до появления чистого топлива без эмульсии из сливной трубы картера дизеля;

п) произведите осмотр тормозного оборудования и экипажной части;

р) проверьте наличие пломб в соответствии с п. 6 часть 1.

с) произведите осмотр тепловоза в соответствии п. 4 часть2.

Убедитесь в исправном действии тормозов. Действие тормоза проверяйте в следующем порядке.

Произведите ступенчатое и полное торможение и отпуск кранами вспомогательного тормоза с пульта машиниста и пульта помощника машиниста до полного служебного торможения и отпуска. Во всех случаях работа тормоза должна быть устойчивой. При наличии дефектов произведите их устранение и проверку повторите.

При этом необходимо иметь в виду, что отпуск тормоза тепловоза следует производить тем краном вспомогательного тормоза (левым или пра­вым), каким произведено последнее торможение.

Перед выездом тепловоза из депо под поезд осмотрите рычажную передачу тормоза, проверьте выходы штоков тормозных цилиндров при полном служебном торможении в пределе от 55 до 60 мм. Выход штока 100 мм не более.

Для замены тормозных колодок ослабьте гайки регулировочных тяг и, вращая тяги, обеспечьте их длину минимальной, извлеките чеку из проуши­ны тормозной колодки, выньте тормозные колодки, и поставьте новые ко­лодки, поставьте чеку в проушину колодки и забейте ее молотком, отрегули­руйте систему. Регулировку произведите при помощи ключа.

Проверить исправность работы радиооборудования, стеклоочистителей, системы КЛУБ-У и ТСКБМ

Проверка последовательности действия электроаппаратуры

Проверку произведите при неработающем дизеле и при наличии сжатого воздуха в системе автоматики причем, давление должно быть равно примерно 0,49 МПа (5 кгс/см2).

Последовательность операций при проверке должна быть следующая:

а) включите рубильник аккумуляторной батареи РБ, проверьте положение выключателя тяговых электродвигателей (он должен стоять в положе­нии «1,11»), проверьте положение автоматов.

Все автоматы, кроме «Управление общее», должны быть включены;

б) включите автомат «Управление общее», поверните ключ на переключателе «Блокировка управления»;

в) на пульте управления, с которого будете управлять тепловозом, переведите переключатель ВЦУ в положение «1»;

г) поставьте реверсивный переключатель контроллера в положение «Вперед», при этом реверсор должен повернуться в положение «Вперед»;

д) включите тумблер «Управление машинами»;

е) переведите контроллер в первое положение и последующие, проверьте при этом последовательность включения аппаратов. Аппараты долж­ны функционировать в соответствии с принципиальной схемой тепловоза;

ж) переведите контроллер в нулевое положение;

и) повторите ту же проверку для положения «Назад»;

к) включите тумблер «Топливный насос», при этом должны включиться контактор КТН и электродвигатель топливоподкачивающего насоса ТН. Убедившись, что контактор включился и насос работает, тумблер выключи­те;

л) аналогичную проверку проведите для масляного насоса;

м) убедитесь в исправном действии всех переключателей и кнопок на основном и дополнительных пультах.

Пуск дизеля

Запустить дизель на тепловозе можно только с основного пульта управления.

Для пуска дизеля выполните следующие работы:

а) включите рубильник аккумуляторной батареи;

б) реверсивный переключатель контроллера установите в рабочее положение;

в) контроллер установите в нулевое положение, поверните ключ в переключателе «Блокировка управления»;

г) включите автомат «Управление общее», «Топливный насос», переключатель ВЦУ;

д) дайте предупредительный сигнал о пуске дизеля;

е) нажмите кнопку «Пуск дизеля 1».

При включении кнопки «Пуск дизеля 1» вначале включается топливный насос, затем маслопрокачивающий насос, который в течение 30с произ­водит прокачивание дизеля маслом, после чего автоматически запускается дизель.

Запрещается разряжать аккумуляторную батарею повторными пусками, если первые два-три пуска оказались безуспешными. Между каждым повторным пуском выдерживайте интервал от 1 до 2 мин. Повторные циклы запусков разрешается производить после 5-минутного перерыва. Общее количество запусков не должно быть более 10.

Если пуск не произошел, повторные пуски допускаются после полного остывания (около 6 ч).

Во время пуска дизеля, в случае появления ненормальных стуков или других неполадок, немедленно остановите дизель нажатием кнопки «Стоп дизеля 1» и не производите повторного пуска до выявления и устранения причин ненормальной работы.

Продолжительность пуска дизеля [при температуре окружающего воздуха, воды, масла, топлива не ниже 281 К (8 °С)] не более 15 с.

Осмотр тепловоза после пуска дизеля (при выезде из депо и при смене бригад)

После пуска дизеля проверьте:

а) равномерность работы дизеля на слух и отсутствие ненормального шума в компрессоре, турбокомпрессоре, электрических машинах и других узлах;

б) отсутствие утечек топлива, масла и воды во всех соединениях трубопроводов. Устранение утечек производите при остановленном дизеле;

в) подачу воздуха компрессором в главные резервуары;

г) зарядку аккумуляторной батареи (по показанию амперметра).

Прогрев дизеля и работа на холостом ходу

Перевод дизеля на работу под нагрузкой разрешается только по­сле предварительного прогрева воды и масла до температуры не ниже 313 К (40 °С). Прогрев дизеля производится на пятой и шестой позициях контроллера.

После пуска дизель должен проработать время от 3 до 5 мин. на нуле­вой позиции контроллера. Затем переведите контроллер на более высокие позиции.

Запрещается длительная (свыше 40 мин) работа на холостом ходу на нулевой – четвертой позициях контроллера (суммарно). Работа на холостом ходу на пятой и восьмой позициях не ограничивается. Во время работы дизе­ля на холостом ходу рекомендуется поддерживать температуру воды в пре­делах от 333 до 338 К (от 60 до 65 °С).

Меры предупреждения пригорания поршневых колец.

Чтобы исключить случаи пригорания колец в ручьях поршней, не допускайте работу дизеля:

а) при повышенном уровне масла в картере, т.е. выше верхней риски маслоизмерителя;

б) под нагрузкой без предварительного прогрева воды и масла до температуры от 323 до 333 К (от 50 до 60 °С);

в) при перегреве воды свыше 360 К (87 °С);

г) с резким потемнением выпускных газов;

д) при резких изменениях нагрузки и частоты вращения коленчатого вала дизеля. При переводе штурвала контроллера машиниста с низших позиций на высшие поработайте на каждой позиции 2, Зс;

е) при загрязненном воздушном фильтре дизеля;

ж) в положении «Закрыто» экрана глушителя шума на всасывании дизеля в соответствии с п. 4.3.6 часть 1, если не открыты люки на воздухоочи­стителе для всасывания воздуха из машинного помещения;

и) на холостых оборотах на нулевой – четвертой позициях штурвала контроллера более 40 мин;

к) при форсунках, имеющих некачественный распыл.

Эксплуатация установки УПС-ТПС

Эксплуатация установки УПС-ТПС заключается в наблюдении за состоянием ее световых и звуковых сигнализаторов и принятии необходимых мер при появлении сигнала. В состоянии «Норма» светодиод извещателя ИПК-ТУ дают слабое пульсирующее свечение.

При срабатывании извещателя включается световая и звуковая сигна­лизация ПОЖАР на ППКП в кабине машиниста. При этом светодиод НОР­МА на приборе ППКП гаснет.

При появлении звукового сигнала «Пожар» необходимо нажать на кнопку ОТКЛ. ЗВУК на передней панели табло. При этом звуковой сигнал на ППКП прекратится.

Необходимо осмотреть места установки извещателя (датчиков) в линии сигнализации, с которой пришел сигнал о пожаре. Если внешних признаков пожара нет, то необходимо нажать кнопку СБРОС. При этом установка переходит в исходное состояние, включается светодиод НОРМА. При наличии загорания необходимо принять меры по его ликвидации с использованием средств пожаротушения.

При выдаче установкой сигнала «Неисправность» необходимо нажать кнопку ОТКЛ. ЗВУКА. Определить номер линии сигнализации, в которой произошла неисправность. Нажать кнопку СБРОС на передней панели. Если сигнал о неисправности повторяется, то необходимо установить ее причину. На передней панели ППКП имеется световая сигнализация вида неисправности «Обрыв» или «К.З» Затем внешним осмотром определяется место неис­правности. При невозможности ее оперативного устранения линия сигнали­зации отключается тумблером на передней панели ППКП.

При отключении линии сигнализации встроенный светодиод ИПК-ТУ отключается.

В случае невозможности оперативного ремонта установки или отключения линии сигнализации на ППКП в процессе движения состава необходи­мо оставить установку в сработавшем состоянии, отключив при этом только звук. При этом установка продолжает функционировать и при срабатывании извещателя (датчиков) в других линиях будет выдана соответствующая зву­ковая и световая сигнализация.

На передней панели имеется защитная крышка, под которой размещены органы управления, предназначенные для включения питания, отключе­ния линий сигнализации, для тестирования правильности работы установки в различных режимах его работы: режим ТЕСТ, ИНДИК., ПОЖАР, ОБРЫВ, КЗ. Эти кнопки обеспечивают имитацию соответствующих воздействий на входы прибора ППКП. Кнопки сброса установки в исходное состояние и блокировки звуковых сигналов располагаются на передней панели открыто с целью обеспечения оперативного отключения указанных сигналов.

Проверка работоспособности установки на первом этапе производится следующим образом:

а) с передней панели ППКП снимается крышка, закрывающая органы управления прибора. Нажимается кнопка ТЕСТ (кнопка должна зафиксироваться). При этом светодиод НОРМА гаснет, а загорается светодиод ТЕСТ на панели сигнализации. В режиме ТЕСТ блокируется выдача сигналов «Пожар» и «Неисправность» во внешние цепи;

б) нажать кнопку ОБРЫВ и держать 1 – 2с. При этом по подключенным линиям сигнализации ППКП выдает сигналы «Обрыв» линий сигнали­зации и звуковой и световой сигналы «Неисправность». Нажать кнопку ОТК.ЗВУК. Звуковая сигнализация прекратится. Нажать кнопку СБРОС, сигнали­зация о неисправности прекратится;

в) нажать кнопку К.З. и держать 1 – 2 с. При этом по линиям сигнализации на ППКП появляются сигналы о пожаре и включается световая и звуко­вая сигнализация «КЗ»;

Кнопкой ОТКЛ.ЗВУК на ППКП отключить звуковую сигнализацию, кнопкой СБРОС перевести установки в исходное положение.

г) нажать кнопку ПОЖАР и держать ее 15 – 20 с. При этом по всем линиям сигнализации на ППКП появятся сигналы о пожаре, и включается све­товая и звуковая сигнализация «Пожар». Кнопкой ОТК Л. ЗВУК на ППКП отключить звуковую сигнализацию, кнопкой СБРОС перевести установку в исходное состояние;

д) кнопка ИНД служит для проверки работоспособности всех светодиодов на панелях сигнализации прибора. Нажать кнопку и проверить заго­рание светодиодов на ППКП. Отжать кнопку ИНД;

е) отключить кнопку ТЕСТ. Проверка в режиме ТЕСТ установки закончена.

На втором этапе проводится проверка извещателей подручными сред­ствами, например, дымовой канал может проверяться сигаретным дымом, а тепловой канал – при помощи теплового пистолета (фена), обеспечивающими нагрев теплоэлемента свыше 373 К (100 °С). При проверке датчика ИПК-ТУ ППКП выдает световой и звуковой сигнал «Пожар» и сигнал о линии сигнализации, в которой включен проверяемый извещатель.

Проверка работоспособности тепловых датчиков, производится аналогично. Должен загораться светодиод ПОЖАР и светодиод, соответствующий номеру проверяемого датчика. Светодиод НОРМА при этом отключается.

Подробнее

Поделиться

Рекомендуемые статьи​

Рекомендуемые статьи

Укажите обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения?

Укажите обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности

Читать далее →

Get your first free online consultation

Bibendum neque egestas congue quisque egestas diam. Laoreet id donec ultrices tincidunt arcu non sodales neque

+1 234 56 78 123