КСОТ-П − комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте. - sdo-rzd.ru

КСОТ-П − комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте.

Основные определения КСОТ-П

Ситуация, характеризующаяся вероятностью возникновения аварии с возможностью дальнейшего ее развития (Свод правил СП 12.13130.2009 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)

Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, утвержденного 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию

Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья (пункт 2.8 ГОСТ 12.0.230–2007);

Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме

колонна машиниста-инструктора, дом отдыха локомотивных бригад, база запаса локомотивов и другие подразделения структурных подразделений Дирекции тяги

вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору (статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, утвержденного  30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);

Руководитель подразделения ОАО «РЖД», наделенный правом заключать трудовые договоры с работниками (статья 20 Трудового Кодекса Российской Федерации, утвержденного 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ; Положение об особенностях организации расследования несчастных случаев на производстве в ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением                  ОАО «РЖД» от 09 ноября 2012 г. № 2262р;

Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (статья 20 Трудового Кодекса Российской Федерации,                     утвержденного 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);

Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, утвержденного 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);

Заместитель начальника депо, машинист-инструктор, начальник базы запаса локомотивов, мастер участка, освобожденный бригадир и др.

Государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, утвержденного 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);

Бланк в виде креста разделенного на ячейки по количеству числа дней (смен) месяца, в которых цветом (зеленым, синим, желтым, оранжевым, красным) заполняются результаты ежедневных (ежесменных) проверок состояния охраны труда;

Бланк в виде таблицы, в которую записываются текстом несоответствия требованиям охраны труда (замечания), выявленные в течение рабочего дня (смены);

бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда для проведения ежемесячно второго уровня контроля;

Бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда и их оценки в баллах для проведения ежеквартально третьего уровня контроля;

Бланк в виде таблицы для проведения анализа рисков, расчета уровней класса рисков и определения класса рисков;

Ведомость-реестр имеющихся на рабочем месте рисков с указанием класса и перечень мер и средств защиты для предотвращения травмирования с графическим их изображением.

Цель КСОТ-П

 

  1. Вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
  2. Ведение визуального контроля за состоянием охраны труда в структурном подразделении Дирекции тяги;
  3. Формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с бальной оценкой по каждому критерию;
  4. Оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны труда на рабочих местах (с соответствующей им бальной оценкой) и выработка мероприятий по их минимизации;
  5. На перспективу разработка алгоритма автоматизированной оценки факторов рисков, влияющих на процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава в эксплуатационных локомотивных депо.

 

Задача КСОТ-П

Одной из задач КСОТ-П является выработка у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травмированию.

При рассмотрении результатов работы рекомендуется не привлекать к дисциплинарной ответственности работников и руководителей, обнаруживших несоответствия требований охраны труда, так как подобные действия приведут к сокрытию нарушений или их необъективному расследованию, что не позволит получить реальной оценки происшедших событий с обеспечением требований охраны труда и принять меры по предотвращению опасных ситуаций.

Кто проводит КСОТ-П

КСОТ-П в Дирекции тяги заключается в систематическом многоуровневом контроле за состоянием охраны труда в структурном подразделении с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда.

По КСОТ-П устанавливается следующая периодичность контроля: первый уровень контроля – ежедневно (ежесменно), второй уровень контроля – ежемесячно, третий уровень контроля – ежеквартально.

Ответственными за организацию и проведение КСОТ-П в структурном подразделении являются:

На первом уровне контроля КСОТ-П проводит:

 непосредственный руководитель работ (машинист-инструктор, дежурный по депо, начальник базы запаса, заведующая домом отдыха локомотивных бригад и т.д.), а так же машинист локомотива;

На втором уровне контроля КСОТ – П проводит:

руководитель подразделения (участка) депо (главный инженер, заместители начальника депо)

На третьем уровне контроля КСОТ-П проводит:

комиссией под председательством руководителя структурного подразделения или по его поручению главного инженера (заместителя руководителя структурного подразделения) – ежеквартально.

Ответственным за организацию и проведение КСОТ-П в структурном подразделении является руководитель структурного подразделения.

Первый уровень контроля

При проведении ежедневного (ежесменного) контроля в начале рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ проверяет:

– устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

– отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);

– наличие у работников действующих удостоверений;

– правильность оформления нарядов-допусков и других документов на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью;

– наличие и исправность у работников спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

– наличие необходимых для работы исправного инструмента, приспособлений и средств связи;

– исправность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;

– исправность средств коллективной защиты: наличие оградительных, защитных и предохранительных средств, исправность вентиляционных и осветительных установок;

– состояние рабочих мест, правильность складирования материалов, заготовок и приспособлений, состояние маршрутов служебного и технологического проходов и проездов;

– наличие первичных средств пожаротушения.

При проведении ежедневного (ежесменного) контроля в течение рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ проверяет:

– соблюдение работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях, правил пожарной и электробезопасности и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологии производства работ на данном производственном участке;

– отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);

– исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

Выявленные нарушения в начале рабочего дня (смены) и в течение рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ вносит в ведомость несоответствий в соответствии с формой, приведенной в приложении №1. 

При отсутствии нарушений, выявленных в ходе проверки в ведомости несоответствий производится запись о факте проверки и лице ее проводившем.

Запись в ведомость несоответствий о нарушениях требований охраны труда, выявленных при проведении проверок, или в ходе производственного процесса, кроме непосредственного руководителя работ, может сделать любой работник ОАО «РЖД» в любое время при их обнаружении.

Запись о выявленных микротравмах в ведомость несоответствий вносят в порядке, установленном утвержденным организационно-распорядительным документом ОАО «РЖД»: записываются данные травмированного работника – фамилия, имя, отчество, вид повреждения здоровья, основные причины, время отсутствия работника на рабочем месте.

Должностное лицо, изъявшее у работника предупредительный талон, производит запись в ведомость несоответствий согласно организационно-распорядительному документу ОАО «РЖД».

При невозможности произвести запись самостоятельно, сведения о нарушении передаются имеющимися средствами связи непосредственному руководителю работ для внесения информации в ведомость несоответствий.

Выявленные нарушения ежедневного (ежесменного) контроля КСОТ-П оперативно вносятся в ведомость несоответствий (текстом) и по окончанию смены – в бланк визуализации КСОТ-П путем закрашивания согласно данным таблицы №1 соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом). Форма бланка КСОТ-П приведена в приложении № 2.

4.1.10. В визуализированных бланках КСОТ-П при выявлении замечаний и нарушений требований охраны труда лицом, проводящим первый уровень контроля КСОТ-П, помимо закрашивания ячейки в определенный цвет, соответствующий характеру замечания, проставляется цифра, соответствующая

номеру подпункта нарушения максимальной категории опасности согласно таблице № 1.  

Так же в бланк «КСОТ-П» вносятся данные о количестве дней в подразделении без травм.

При выявлении в течение рабочего дня (смены) нарушений  нескольких категорий опасности (кроме опасности первой категории) ячейка окрашивается по максимальной категории. При получении работником микротравмы в бланке КСОТ-П на текущий день ячейку закрашивают синим цветом независимо от выявленных нарушений.

При выявлении нарушений, относящихся к опасности первой категории, вне зависимости от факта получения работником микротравмы, ячейка бланка КСОТ-П окрашивается в красный цвет.

При не устранении нарушений в установленный срок и отсутствии других нарушений ячейку на текущий день (последний день установленного срока) закрашивают в цвет неустраненного нарушения, а в ведомости несоответствий непосредственный руководитель работ делает повторную запись нарушения и указывает причину неустранения, устанавливает  новый срок (и так до устранения нарушения). Непосредственный руководитель работ ежедневно перед началом рабочего дня (смены) информирует работников о возможной опасности до устранения нарушения.

О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены собственными силами работников бригады (группы, смены), непосредственный руководитель работ устно, письменно или имеющимися средствами связи докладывает руководителю производственного подразделения, который принимает меры по их устранению, назначает ответственного и осуществляет контроль за выполнением. После устранения нарушения в ведомости несоответствий непосредственный руководитель работ делает отметку о выполнении.

При выявлении нарушений, касающихся смежных служб, непосредственный руководитель работ сообщает руководителю соответствующего смежного подразделения и, при необходимости, руководителю производственного подразделения для принятия мер по устранению нарушений.

В цехе эксплуатации результаты проверок, проведенных машинистами локомотивов, отражаются в хронологическом порядке в бортовых журналах локомотивов формы ТУ-152, с пометкой «проведен ежесменный контроль по КСОТ-П» и указанием выявленных несоответствий.

По прибытию в основное или оборотное депо (пункт подмены), локомотивная бригада может отразить текстом выявленные нарушения в ведомости несоответствий, находящейся на информационном стенде в кабинете предрейсового инструктажа. Бланк визуализации «КСОТ-П» заполняется дежурным машинистом-инструктором (дежурным по депо) с учетом всех выявленных локомотивными бригадами за сутки замечаний путем закрашивания соответствующей ячейки красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом. Бланк визуализации «КСОТ-П» так же размещается на информационном стенде в кабинете предрейсового инструктажа.

Подробнее

Поделиться

Рекомендуемые статьи​

Рекомендуемые статьи

Укажите обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения?

Укажите обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности

Читать далее →

Get your first free online consultation

Bibendum neque egestas congue quisque egestas diam. Laoreet id donec ultrices tincidunt arcu non sodales neque

+1 234 56 78 123