Скоростемер 3СЛ-2М, скоростемерная лента - sdo-rzd.ru

Скоростемер 3СЛ-2М, скоростемерная лента

Смотреть весь материал приборам безопасности. Содержание.

Основной прибор безопасности. При его неисправности необходимо брать приказ на следование с неисправным прибором безопасности. Впереди появилась цифра 3, обозначающая, что скоростемер показывающий, сигнализирующий и регистрирующий.

Назначение

Скоростемер выполняет следующие функции: показывает скорость, время в часах и минутах, пройденный километраж. Одновременно на скоростемерной ленте записывается скорость, пробег, длительность остановки, передний или задний ход, режим торможения, включение ЭПК, огни локомотивного светофора.

История создания

Механический локомотивный скоростемер СЛ-2 был запущен в производство в 1950 году. В процессе эксплуатации он многократно модернизировался (убрали звонок, добавили КРУ, электромагниты с писцами) и стали именовать СЛ-2М. В 1978 году.

Скоростемер показывает: скорость движения от 0 до 150 км/ч (или до 220 км/ч), суточное время в часах и минутах и суммарное количество километров, пройденных локомотивом, а также количество километров, пройденных за сутки, смену, рейс. Для регистрации параметров используется диаграммная лента: на 150 км/ч и на 220 км/ч.

3СЛ-2М
3СЛ-2М

Конструкция 3СЛ-2М

Скоростемер ЗСЛ-2М состоит из корпуса 1 и двух откидных крышек 3 и 16. В нижней части корпуса имеется застекленное окно, через которое видны стрелки часов 9, стрелка 10 указателя скорости и счетчик 11 пройденного пути. Завод часов и перевод стрелок осуществляется ключом 8. Также в нижней части корпуса расположены индикатор 13 давления в тормозной магистрали (сильфон), приводной валик 14 от редуктора колесной пары с масленкой 15 и штепсельный разъем 12 электропитания.

В верхней части корпуса, закрытым откидной крышкой 3 с прижимным механизмом 4, расположены лентопротяжный механизм 2 и регистрирующее устройство для записи на скоростемерную ленту различных параметров. Через застекленное окно крышки 3 видны писцы 7 регистрирующего устройства, которые перемещаются по вертикальным направляющим стойкам 6. Круглое окно 5 в крышке предназначено для сигнальной лампы на локомотивах, которые работают на участках с полуавтоблокировкой и оборудуются устройством предварительной световой сигнализации перед включением свистка ЭПК. Устройство предварительной световой сигнализации может использоваться и в виде специальных сигнальных ламп, установленных на пульте машиниста. В этом случае окно 5 не задействуется.

Задняя крышка закрывает механизм контроля скорости, состоящий из 2-х кулачковых шайб, укрепленных на оси стрелки 10 указателя скорости, и 4-х контактных групп. Данное устройство позволяет контролировать 4 скорости:
10 км/ч, 20 км/ч
– для всех поездов и две скорости 60 км/ч (Vж и Vкж), устанавливаемые различными для грузовых и пассажирских поездов.

3СЛ-2М (Лента и Контакты)
3СЛ-2М (Лента и Контакты)

Регистрирующее устройство скоростемера состоит из 5-ти электромагнитов и 8-ми писцов, что позволяет регистрировать на скоростемерной ленте 8 соответствующих параметров. На ленте регистрируется:

  • скорость движения в масштабе 1 мм – 3,75 км/ч для скоростемеров на 150 км/ч;
  • пробег локомотива (км) в масштабе 5 мм – 1 км;
  • время движения и стоянки в масштабе 1 мм – 1 мин;
  • давление в тормозной магистрали локомотива в масштабе 1 мм –0,024 Мпа для сильфона на 0,6 Мпа или 1 мм – 0,032 Мпа для сильфона на 0,8 Мпа;
  • САУТ, (задний ход локомотива);
  • включенное положение ЭПК автостопа;
  • наличие на локомотивном светофоре «Ж», «КЖ» и «К» огней.

Электромагниты регистрирующего устройства включены параллельно:

ЭЭ – в цепь катушки ЭПК; ЭЖ – в цепь лампы «Ж» огня локомотивного светофора; ЭБ (ЭКЖ) – в цепь лампы «КЖ» огня; ЭК – в цепь лампы «К» огня.

Скоростемер имеет несколько кинематических механизмов:

1. Приводной вал с реверсивным устройством.

На буксе 1-й колесной пары установлен червячный редуктор с передаточным числом: для колес 950мм – 11,5; для колес 1050 мм – 10,5; для колес 1250 мм – 9. Для всех локомотивов 30 оборотов приводного вала должны соответствовать 1 км пройденного пути.

2. Реверсивное устройство

которое независимо от направления вращения вала передает одностороннее вращение основной оси скоростемера. Реверсивное устройство выполнено в виде двух конических шестерен, свободно сидящих на валу. На ступицах шестерен имеются храповые вырезы, направленные в противоположные стороны. На торцах втулок шарнирно укреплены «собачки» прижатые пружинами. При вращении вала против часовой стрелки нижняя «собачка» проскакивает по храповому вырезу, а верхняя «собачка» упирается в вырез и вращает вал. При вращении вала по часовой стрелке нижняя «собачка» вращает вал, а верхняя – проскакивает.

3. Измеритель скорости

который измеряет и дает показание средней скорости движения за каждую секунду. Он состоит из: сегментного устройства, часового хода измерителя скорости, механизма подзавода.

– сегментное устройство состоит из вертикального шлицевого валика, по которому перемещается три сегмента. На горизонтальной оси расположен ведущий ролик, находящийся в зацеплении с одним сегментов. Ведущий ролик вращается от основной оси скоростемера пропорционально скорости движения локомотива. Максимальный подъем 40 мм, что соответствует скорости локомотива 150 км/час. На верхнем конце шлицевого валика посажена коническая шестерня, сцепленной с шестерней часового хода, который обеспечивает постоянную скорость вращения шлицевого валика (один оборот за три секунды). В состоянии покоя сегменты находятся в крайнем нижнем положении. При вращении шлицевого валика вместе с ним вращаются сегменты. За один оборот валика сегменты будут занимать следующее положение: в первую секунду сегмент поднимается, во вторую секунду сцепляется с фиксирующим роликом, в третью секунду сегмент под собственным весом подает вниз. При подъеме сегмента последний поднимает шарикоподшипник с рейкой, и, вращая колесо, поворачивает ось указателя скорости.

4. Механизм записи минут и отметок часов на скоростемерной ленте

Часы скоростемера предназначены для определения времени по циферблату и регистрации времени на скоростемерной ленте. Часы регистрируют время в пути следования, так и на стоянках. Часы показывают время по 24-х часовому исчислению. Суточная погрешность +/3 мин. Завод часов и перевод стрелок производится одним ключом. При заводе ключ вращают по часовой стрелке, а для перевода стрелок ключ надо оттянуть на себя до упора и вращать также по часовой стрелке.

Устройство записи времени
Устройство записи времени

– часовой ход измерителя скорости предназначен для вращения шлицевого валика с постоянной скоростью, и для обеспечения мгновенных переходов сегментов с ведущего на фиксирующий ролик. Для регулирования скорости вращения валика служит часовой ход, баланс которого имеет период колебаний 0,33 сек, что обеспечивает постоянную скорость вращения в 1 оборот за 3 сек. Часовой ход состоит из импульсного колеса, анкерной вилки, баланса, рольки, закономерно повторяются.

– механизм подзавода спирали. Работа механизма происходит под воздействием заводной пружины, которая через анкерную вилку толкает баланс и закручивает спираль. Эти движения имеет ось со звездочкой и собачкой прижимаемой пружиной. На оси свободно посажено храповое колесо с пружиной. Пружина имеет предварительный завод на 1 – 3 оборота. При вращении колеса пружина дополнительно подзаводится на один оборот. Подзавод продолжается до полного оборота звездочки, после чего звездочка выходит из зацепления с собачкой, а пружина, раскручиваясь, приводит барабан во вращение. Это усилие через зубчатые колеса передается на шлицевой валик.

5. Регистрирующий механизм.

Включает в себя лентопротяжный механизм и устройство для записи на ленте: писцы, держатели, рейки, толкатели, пружины, электромагнитные реле, включение и выключение которых зависит от огней локомотивного светофора и ЭПК. Этот механизм закрыт откидной крышкой.

– устройство для записи параметров АЛСН. Имеет четыре или пять реле с приводами к писцам (ЭПК, «Ж», «КЖ», «К», САУТ). Ход писцов составляет 2 – 2,8 мм.

– писец производит запись металлическим стержнем диаметром 0,8 мм. Стержень латунный, диапазон нажима 25 – 60 гр. сил.

– контактное устройство служит для автоматического контроля скорости при проследовании путевых светофоров «Ж» или «К» огнями. Устройство крепится к задней стороне корпуса скоростемера и состоит из 4-х кулачковых шайб укрепленных на оси, которая связана с осью указателя скорости. Эти 4 шайбы позволяют контролировать 4 различные скорости локомотива, подавая сигнал при размыкании цепи на ЭПК.

Контактные устройство 3СЛ-2М
Контактные устройство 3СЛ-2М
  • 1-й контакт – 20 км/час при «К» – размыкает цепь ЭПК.
  • 2-й контакт – 60 км/час при «КЖ» – размыкает цепь ЭПК.
  • 3-й контакт – 60 км/час при «Ж» – проверка бдительности.
  • 4-й контакт – 10 км/час при «Б» – проверка бдительности.

6. Лентопротяжный механизм

Приводится во вращение через систему передач пропорционально скорости движения локомотива. Состоит из лентопротяжного валика, валика ведущей катушки и ведущей катушки. Три ряда игл на валике предназначены для протягивания ленты и определения пройденного пути в километрах (1 мм – 1 км). Нижняя линия, наколов, соответствует нулевой линии скорости, а средняя линия, наколов, делит поле скорости и поле времени. В нижней части валика имеется храповое соединение, которое от руки позволяет протягивать ленту. Ведущая катушка получает вращение от лентопротяжного валика через фрикционное устройство, которое необходимо для обеспечения постоянного натяга отработавшей ленты.

Писец производит запись металлическим стержнем диаметром 0,15 мм. Стержень латунный, диапазон нажима 25 – 60 гр. сил.

7. Индикатор тормозного давления служит для измерения и регистрации на скоростемерной ленте величины изменения тормозного давления в ТМ (ТЦ).

Состоит из корпуса, внутри которого размещен сильфон. Внутри сильфона находится пружина, препятствующая сжатию. Воздух из ТМ поступает внутрь корпуса, сжимает сильфон с пружиной и его дно перемещается вверх. Далее через рычажный механизм и писец записывается величина давления ТМ (ТЦ) на ленте. В настоящее время используются индикаторы на 0,8 Мпа. Масштаб записи давления 1 мм—0,032 Мпа.

Скоростемерная лента

Назначение: служит для регистрации параметров движения поезда. Используется два вида скоростемерных лент: на 150 км/ч и на 220 км/ч; ширина ленты составляет 79,5 мм, длина 12 м.

Скоростимерная лента 3СЛ-2М
Скоростимерная лента 3СЛ-2М

На верхнем поле ленты шириной 30 мм регистрируются время движения и стоянок в часах от 0 до 24 и минутах от 0 до 30. Здесь же регистрируются показания локомотивного светофора, включенное положение ЭПК и АЛСН. Нижнее поле ленты шириной 40 мм используется для регистрации скорости движения (от 0 до 150 или до 220 км/ч). пройденного пути. направления движения и давления воздуха в ТМ и САУТ.

Примеры записей параметров на скоростемерной ленте:

Пример записи скоростимерной ленты 3СЛ-2М
Пример записи скоростимерной ленты 3СЛ-2М

Линия на верхнем поле ленты характеризует время движения локомотива в минутах. Через каждые 30 мин писец времени поднимается на 30 мм, после чего падает вниз до нулевой отметки, прочерчивая вертикальную линию. По высоте этой вертикальной линии определяется также время стоянки локомотива. При движении локомотива (лента при этом также перемещается) запись времени в минутах происходит по наклонной линии, угол наклона которой зависит от скорости движения. Время в часах регистрируется точечными наколами «Ч» на расстоянии 6 мм влево от каждого второго вертикального получасового спада писца времени. Расстояние по вертикали между часовыми наколами составляет 1,25 мм.

Фиксация огней локомотивного светофора (Ж, КЖ и К) осуществляется смещением вниз на 2,5 – 2,8 мм соответствующей линии ЭЖ, ЭКЖ или ЭК. Так, прямая линия, например ЭКЖ, свидетельствует об отсутствии на локомотивном светофоре огня «КЖ». Смещение этой линии на 2,5 мм вниз указывает на включение на локомотивном светофоре «Ж» огня. Обратное смещение этой линии на 2,5 мм вверх говорит о погасании на локомотивном светофоре «КЖ» огня. Включение и выключение ЭПК определяется по точкам на линии ЭЭ. Кроме этого, на линии ЭЭ в виде небольших вертикальных черточек фиксируется периодическое нажатие РБ. При этом:

  •  Писец «ЭЖ» пишет линию у 0 минут и сдвинут на 27 мм влево, как и САУТ.
  •  Писец «ЭЭ» пишет линию между 5 и 10 мин, и сдвинут вправо на 42,5мм от писцов скорости и времени.
  •  Писец «ЭКЖ» пишет линию у 15 мин, и сдвинут вправо на 20 мм от писцов скорости и времени.
  •  Писец «К» пишет линию у 25 мин, и сдвинут вправо на 20 мм от писцов скорости и времени.
  •  Писец «САУТ» пишет прямую линию у линии скорости 90 км/ч, и сдвинут влево на 27 мм от писцов скорости и времени.

Когда на локомотивном светофоре зажигается соответствующий огонь (включается электромагнит), то писец опускается на 2 – 2,8 мм вниз и продолжает писать прямую линию. Наличие зеленого или белого огней определяется косвенным путем. (Как исключение, при работе с системой УКБМ писец «К» пишет «Б» огонь).

В нижней части ленты в виде кривой «v» регистрируется скорость) движения локомотива. Пройденный путь «s» определяется по наколам на верхней линии времени и на нижней и верхней линиях скорости.

Давление воздуха в ТМ и режим торможения фиксируются линией «ТМ». При неизменном давлении в ТМ эта линия представляет собой прямую. При снижении давления в ТМ в результате приведения в действие автоматических тормозов линия ТМ смещается вниз. Величина этого смещения зависит от глубины разрядки ТМ.

Подробнее

Поделиться

Рекомендуемые статьи​

Рекомендуемые статьи

Укажите обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения?

Укажите обязанности работников железнодорожного транспорта в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности

Читать далее →

Get your first free online consultation

Bibendum neque egestas congue quisque egestas diam. Laoreet id donec ultrices tincidunt arcu non sodales neque

+1 234 56 78 123